Тильзитер сейчас один из самых распространенных сыров в наших магазинах. Его вкус — заметно сливочный, слегка пряный и с кислинкой, с умеренно выраженной сырностью — нам очень понятен и близок. Он также довольно доступен по цене: в общем, все слагаемые успеха налицо. Что интересно, родина тильзитера находится сейчас в России. Хотя родина у него не одна: он считается своим в Швейцарии, а в Дании стал родоначальником другого известного сыра. Но обо всем по порядку.
Где родился тильзитер
Тильзитер появился в городе Тильзите в Восточной Пруссии. Том самом, где в 1807 году Александр Первый и Наполеон заключили Тильзитский мир и стали на время союзниками. Сейчас это город в Калининградской области, и называется он с 1946 года Советском.
На прусские земли начиная с XVI века переселялось много протестантов-меннонитов из Голландии: они были пацифистами и таким образом бежали от военных обязанностей. Они принесли с собой традиции сыроделия: их сыр, сделанный по голландским образцам, называли меннонитским. Кроме того, в Восточную Пруссию с начала XVIII века стали переселяться и швейцарцы, которые специализировались на молочном хозяйстве. Таким образом в регионе умели и любили делать сыр.
Тильзитер появился на основе местных сыров, напоминающих лимбургский, благодаря госпоже Вестфаль, в девичестве Клюнк, имя которой теперь уже никому не вспомнить. По некоторым сведениям, происхождение у нее было швейцарское — эмментальское. Так вот, именно эта женщина в своей сыродельне в Тильзите начала делать то, что стало называться тильзитером, то есть тильзитским сыром. Случилось это в первой половине XIX века — по одним источникам в 1840-х, а по другим — еще раньше, в 1820-х. Фрау Вестфаль ввела выдержку при большей влажности, а еще задала новый стандарт, которому потом последовали многие сыроделы. К концу века тильзитер делали в десятках сыроварен; он завоевал международную популярность и успешно перенес ее в следующий век.
Какие тильзитер пережил приключения
Впервые за прусскими границами его начали делать в Швейцарии — в 1893 году. Отто Вартманн, сыродел из кантона Тургау, работал в Восточной Пруссии, привез рецепт сыра домой и поделился им со своим приятелем Гансом Вегмюллером. Именно они стали швейцарскими пионерами тильзитера.
Датчан с этим сыром познакомила сыродел Ханна Нильсен. Она путешествовала по многим странам Европы, где училась делать разные сыры: эдам и гауду, рокфор и камамбер. Благодаря ей сыроделие в Дании сделало большой шаг вперед. Один из самых известных сыров этой страны — хаварти — даже назван в честь фермы Нильсен, Хавартигаард. Но это не что иное, как видоизменный тильзитер, и свое новое название он получил только в 1952 году.
Другая интересная перемена произошла с тильзитером в ГДР: в 1961 году его там переименовали в толленсер, в честь озера Толлензе в Мекленбурге. Таким образом искореняли ностальгию по утерянным прусским землям.
Как российский тильзитер чуть Швейцарию не захватил
За более чем вековую историю в Швейцарии тильзитер стал национальным брендом. Но в 2006 году над страной нависла безумная и страшная российская угроза. Один предприимчивый человек, который раньше занимался маркетингом швейцарского тильзитера, решил победоносно захватить рынок в стране с помощью импортного тильзитера — российского! Он основал специальную компанию и запланировал грандиозную премьеру нового продукта под названием «Tilsitskij Syr» на агропромышленной выставке в Санкт-Галлене. Даже развесил на ней рекламные постеры, где на упаковке сырный нож был скрещен с серпом, как молот.
Разумеется, случился скандал. Местные сыроделы так обиделись, что даже пригрозили переименовать деревню Хольцхоф, где начали делать и до сих пор делают швейцарский тильзитер, в Тильзит. Таким образом они хотели сделать сыр защищенным по месту происхождения. Но вторжение не состоялось из-за юридических крючков, и инициатива с переименованием сошла на нет. Хотя табличка «Тильзит» при въезде в деревню осталась: для туристов.
А вообще тильзитер сейчас стал одним из самых популярных европейских сортов сыра. В его названии сохранилась память о его происхождении, но делают его в разных странах: не только в Швейцарии, но и в Германии, Литве, Польше, Литве — и, конечно, в России и Белоруссии.